Развитие
взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам
обучения и воспитания детей – одно из условий повышения эффективности практики
образовательных учреждений разного типа.
Отношения образовательных учреждений с детскими и
молодежными общественными объединениями строятся на базе таких законодательных
актах, как: - Конвенция о правах
ребенка;
- Конституция РК;
- Гражданский кодекс РК;
- Закон РК «Об общественных объединениях»;
- Закон РК «Об образовании»
В условиях многообразия
детских, молодежных объединений необходимо создавать условия для их
деятельности в стенах образовательных учреждений во внеурочное и внешкольное
время, способствовать расширению вариативно-программного подхода и в их
деятельности, при котором ребенок имеет возможность: выбирать объединение по
интересам, переходить из одного объединения в другое; реализовывать любые,
созвучные душе, образовательные программы, проекты, творческие замыслы, а также
менять их в зависимости от интереса.
Необходимо подчеркнуть, что органы ученического
самоуправления и детские объединения, создаваемые в образовательных
учреждениях, различаются по своим функциям и задачам.
Органы ученического самоуправления участвуют в соуправлении жизнедеятельностью
коллектива учреждения, охватывают широкий спектр реализации прав и обязанностей
обучающихся, в том числе проблемы взаимоотношения субъектов образовательного
процесса.
Представители общественных организаций могут быть представлены в органах ученического самоуправления или соуправления
школой с целью информирования о собственной деятельности и привлечения членов
общественных объединений к решению актуальных проблем воспитательного процесса
образовательного учреждения.
Быть ли самоуправлению в школе?
Каждый педагогический
коллектив теперь может по-своему решить этот вопрос, поскольку исчезли
обязательные учкомы, нет массовых детских общественных организаций. Надо ли
подключать к организации жизнедеятельности школы учителей, родителей, детей?
Думается, что прежде всего стоит разобраться, что такое самоупрвление и какое
место в воспитательной системе стоит ему отвести?
УПРАВЛЕНИЕ, СОУПРАВЛЕНИЕ, САМОУПРАВЛЕНИЕ.
СО – значит вместе, конечно, подразумевается партнерское участие! А
самоуправление – управление самим собой? В самом деле, не слишком ли мы от
истины, начиная внедрение системы самоуправления в школе, классе с создания так
называемых органов самоуправления: советов, учкомов, с выбора каких-нибудь
новомодных президентов или председателей и поспешной раздачи поручений? Ну, а
если не хочется формализма, стоит по-настоящему разобраться в проблеме.
Управлять – значит приводить систему в заданный порядок
(т.е.упорядочивать). Управлять можно процессом, деятельностью. Деятельность
всегда целенаправленна, и должен быть центр, который её координирует.
Следовательно, проблема управления ( и со-, и само-) – в выведении основных
видов деятельности.
Соуправлению присущи определенные функции:
Адаптационная
(обеспечение личности некоторой гарнонией взаимоотношений в коллективе);
Интегративная
(сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение
учащихся, учителей, родителей; сферное объединение различных культурных норм);
Рефлексия и
прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики);
Ввод в управленческую
культуру (учить жить в будущем).
Соуправление
складывается в соответствии с такими принципами, как:
Самоопределения
(определение личностных целей в конкретной проблеме);
Защищенности и
ответственности;
Нравственных и
культурных норм;
Сотрудничества и открытого
педагогического воздействия.
Все вместе: и дети, и
взрослые – создают нормы, законы, правила действующие в коллективе. Тем самым
задают рамки свободы и ответственности. Если научиться следовать сообща
принятым нормам и правилам можно обеспечить единство действий, не попирая ничьё
достоинство.
Все социальные институты одновременно и управляемы, и
самоуправляемы. Это относится как к школе, так и к отдельному человеку: он
самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется,
даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, как элемент целого
является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.
Важно, что
соуправление выполняет всё функции, ему свойственные. Без соуправления невозможно
подлинное развитие личности в коллективе.
По
принципам соуправления создано Детское объединение в нашей школе.
Школа является целостным
живым организмом, в котором всё взаимосвязано. И в первую очередь – это
обучение и воспитание.
Детский коллектив нашей
школы – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для
обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в
творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а
преобразуя её вокруг себя, а именно на такую личность школе сделан социальный
заказ.
Приступая к разработке мероприятия, ставлю перед собой цель: сделать
воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей.
Пробудить душу ребенка, развить
заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в
различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения,
милосердия и сосрадания – вот основные задачи,
которые я определяю.
С самого начала предоставляю
детям больше возможности самим быть организаторами дел, проявлять инициативу и
заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаю детям
условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки ребят
функции самодеятельного управления. В своей работе с детьми придерживаюсь
принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Участие
детей в составлении плана, подборе материалов для праздников, в распределении
заданий и в контроле за их исполнением имеет важное воспитательное значение:
дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их
самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела,
т.е. формируется их активная жизненная позиция.
Свою
воспитательную работу строю по тематическим периодам. Каждый из них
соответствует общешкольному плану и целям каждого месячника.
Работу
над каждым тематическим периодом строю по четкому алгоритму, соответствующему пяти
стадиям:
·
Предварительная работа организатора;
·
Коллективное планирование;
·
Коллективная подготовка;
·
Коллективное проведение мероприятия;
·
Коллективное подведение итогов.
Самое важное в коллективном планировании
– развивается творческая
активность
и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить – и жить с пользой и
радостью!
Каждое
проведенное коллективное дело обсуждается на заседании комитета: Что получилось
хорошего и почему? Что можно сделать лучше и как? Что надо учесть на будущее? С
каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные
мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою
работу, но и обсуждать её результаты, анализировать сделанное.
Такая
методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она
результат становления коллектива и одновременно критерий его становления и
возникает только тогда, когда у
ребят появляется интерес к коллективному творчеству. Таков парадокс: методика коллективного творчества
формируется одновременно с заинтересованностью в самом творческом процессе.
Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность
решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.
Конечно, же огромную роль играет стимул
– коллективное или индивидуальное соревнование, которое воспитывает многие
волевые качества личности: самостоятельность, настойчивость, самообладание,
выдержка, воля к победе – всё то, без чего немыслим успех.
Одна из основных форм работы это игра.
В своем педагогическом опыте я ищу такие формы игры, которые отвечали бы
следующим требованиям:
1. Игра должна содействовать сплочению
коллектива.
2. Иметь познавательное значение.
3. Активизировать общественную деятельность
подростков.
4. Обеспечивать мыслительную активность
участников игры.
5. Создание условий для детского творчества.
6. Соответствовать принципу: "Как можно меньше
зрителей, как можно больше действующих лиц”.
Цель
игры-конкурса – сформировать и закрепить привычки вежливого,
доброжелательного поведения. Или закрепить привычки организованного
дисциплинированного поведения в самых жизненных ситуациях.
Следующая форма – конкурсы. Их цель: формирование творческой личности,
умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Еще одна форма привлечения детей к
творческой деятельности – праздник. Цель праздников – развитие творческого воображения учащихся, привитие
художественного чутья к природному материалу и его использование в творчсеких
целях.
Вечера отдыха, КВН, мини-шоу, игровые
дископрограммы, наиболее любимы детьми. Их
цель – развивать художественное творчество в дружеском шарже, уметь рассказыва
шутки и анекдоты, инсценировать заданные ситуации, учить детей понимать юмор,
пользоваться смехом и иронией. И.д.
Ключевая
идея моей педагогической концепции – воспитанник
как развивающая личность, способная стать стратегом собственной жизни.
Конечно, всё это далось не сразу и не так легко,
как хотелось бы. Внеклассная работа – дело сложное, а тем более создание
и развитие Детского Объединения.
Социальный
заказ современной школе родителей и общества – личность не только прочная
знаниями и развитыми творческими способностями, но и личность самостоятельная,
умеющая адаптироваться к проблемам современного общества и стремящаяся к успеху
и добивающаяся его.
Как и с
помощью чего воспитать личность с такими качествами …
Одним из средств воспитания личности обладающей:
Социальной
и моральной зрелостью;
Адекватной
самооценкой;
Стремлением
к самоопределению;
И отсюда
к успеху…
Является работа в школах детских объединений и
организаций.
Наше
объединение было создано в октябре 2002
года. Основной вид деятельности – школьное
соуправление. Основные методы
нашей работы – сотрудничество, сотворчество и соуправление процессом образования и воспитания.
Наше
объединение носит название «Светоч»,
наш девиз: «Познай неизвестное оно нас
манит, ибо будущее светло и прекрасно».
Цель
работы объединения: создание условий для формирования здорового человека,
гражданина патриота, усвоившего культуру общества и умеющего ориентироваться в
современных социальных условиях.
Наши задачи:
1.
приобщить учащихся к знаниям о жизни.
2.
помощь в приобретении собственного опыта.
3.
формирование Казахстанского патриотизма.
4.
сделать совместную деятельность учеников, учителей и
родителей содержательной, интересной и радостной.
5.
формирование навыков ЗОЖ.
6.
приобщить учащихся к общепринятым нормам и ценностям.
Объединение имеет свой пакет документов: это устав, согласованный с директором школы, где
определены права и обязанности членов объединения и членов соуправления
объединения, то есть тех, кто работает в комитетах, потфолио организации и
каждого комитета, включая протоколы заседаний, но и, конечно, законы
организации.
А также свою
символику: эмблема выбрана и
утверждена на совете Лидеров. Она круглой формы, что символизирует дружбу,
сотрудничество, а значит совместную деятельность на верность стране, своей школе, её традициям. В центре
эмблемы находится восходящее солнце, которое отражает подъем экономического и
социального развития нашей Родины, где каждый гражданин принимает на себя
обязанности и долг перед будущем. От солнца отходят лепестки-лучики разных
цветов, каждый цвет – символическое изображение направления работы объединения.
Так же каждый лучик символизирует комитеты соуправления объединения. Обрамляет
солнце с лепестками развернутая книга, что символизирует стремление к знаниям,
самоутверждению и самосовершенствованию.
По итогам
конкурса на слете Лидеров был принят флаг объединения. Флаг
нашего объединения представляет собой полотнище желтого
цвета, цвета Луны и Солнца, символизирующего собой Свет. Желтый цвет – цвет
жизни, цвет знаний, что тесно связано с названием нашего объединения «Светоч».
Второй цвет присутствующий на флаге: зеленый – это цвет надежды, радости,
изобилия и молодости. В центре флага эмблема нашего объединения. Второй элемент
флага – название объединения на 2-х языках. И третий элемент – это национальный
орнамент вдоль древка. Орнамент который мы использовали – это «Звезда». Звезда
всегда являлась символом высоких помыслов и зовущей за собой мечты. В трактовке
национальных казахских орнаментов «Звезда» олицетворяет истинный свет и связана с понятиями «удачи», «везения»
и «счастья». По периметру флаг обрамляет
бахрома золотого цвета, цвета благородного металла, как символ богатства,
справедливости и великодушия.
Изначально в
структуре объединения было запланировано 7 комитетов, но к сожалению в данный
момент активно работают 5 комитетов. Каждый комитет имеет своего куратора,
лидера, символику, портфолио и как отличительный знак – галстуки и бейджи
определенного цвета.
Комитет «ЗОЖ» - работает под девизом «Твое
здоровье – в твоих руках!».
В функции комитета входит:
содействие в формировании и воспитании навыков
ЗОЖ у учащихся и их родителей;
повышение интереса к активной жизненной позиции;
выпуск школьного санбеллютеней;
развитие творческих и коммуникативных
способностей школьников;
пропаганда ЗОЖ среди учащихся, педагогов и
родителей.
Комитет «Отан» работает над воспитанием молодежи
в духе
Казахстанского патриотизма, любви к Родине и её
Вооруженным силам, готовности к безупречному выполнению воинского долга.
Комитет «Юный правовед» выполняет следующие
функции:
контролирует выполнение Устава школы и объединения;
ведет работу штаба «Конфликт» и Наркопоста;
контролирует и активно привлекает к своей работе
детей из «группы риска»;
совместно с инспектором ОДН и психологом
организует рейды по соблюдению правопорядка в школе и микрорайоне.
Комитет «Звездочки»ведет работу в плане воспитания граждан с
высокой культурой,
способных к социальному творчеству, умеющих действовать в интересах
совершенствования своей личности, общества и Отечества. В функции комитета
входит:
разработка, подготовка и проведение внеклассных
мероприятий;
поддерживание связей с внешкольными культурными
организациями.
«Басвол» комитет по спортивной работе организует проведение
спортивных
праздников, Дней здоровья, внутришкольных соревнований,
пропагандирует навыки ЗОЖ и воспитывает потребность у ребят заниматься
физкультурой и спортом.
Все комитеты
работают согласно своим планам. Каждый
комитет ведет протоколы, собирает фотоматериалы и оформляет свой
портфолио.
Следующая
ступень нашего соуправления – это слет
Лидеров комитетов, который проходит 1 раз в месяц и контролирует и
направляет работу всего объединения. Высшим
органом соуправления является слет лидеров классов, он проводится 2 раза в
год: в октябре – планирование на год, презентация комитетов, с целью пополнения
состава и в мае – подведение итогов года.
В школьное
объединение входят классные коллективы с 5 по 11 класс, для стимулирования их деятельности
проводится традиционный конкурс «Лучший
класс года!», положение
разрабатывается советом Лидеров комитетов и утверждается на общем слете.
Во главе
объединения стоит Лидер, выбираемая
личность, наиболее полно отражающая и выражающая интересы объединения. Лидер выбирается
всеми членами объединения и педколлективом на 2 года на основе «Положения о
выборах Лидера». Лидер имеет свои права и обязанности, дает клятву верности
идеям объединения.
Как уже
говорилось объединение имеет свои законы:
Закон правды
– правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.
Закон
добра – будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.
Закон
заботы – прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.
Помни об интересах и нуждах.
Закон
уважения – хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство
других.
Закон
любви – любовь – это одно из наиболее уважаемых чувств, не стесняйся его.
Закон
свободы – свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим.
Закон
чести – вспоминай о физической силе, только наедине с собой. Помни о своем
долге и достоинстве.
Основными формами
деятельности соуправления объединения является:
Организация и проведение внеклассных мероприятий
различной тематики;
Представление школы и объединения на городском
уровне;
Контроль за соблюдением Устава школы и
объединения и т.д.
Объединение младших школьников
у нас называется «Семицветики», как
понятно из названия оно работает в семи направлениях:
1.
любовь к Родине
2.
милосердие
3.
ЗОЖ и спорт
4.
культура
5.
семья
6.
учеба
7.
экология
Классы имеют свое название и работают в 1-м или 2-х
выбранных направлениях. У начальных классов также идут соревнования на «Лучший
класс года!», который определяется по наибольшему количеству лепестков, которые
классы получают за каждое мероприятие. Связь между младшими и старшими
происходит посредством шефской работы.
Городской
Отдел Образования
Государственное
учреждение «Средняя школа № 23»
Научно-практическая
конференция
учителей
г.Усть-Каменогорска
Доклад:
«Детское объединение СШ № 23, как фактор
самореализации и саморазвития личности учащихся».
Составлен: старшей вожатой СШ № 23
Мордвиновой Мариной Анатольевной
г.Усть-Каменогорск, 2008 год
Источник: http://mordvinova.ucoz.ru/publ/doklad_na_npk/1-1-0-1# |